Возможности и условия для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами

Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты(гл. 1 ст.1, ФЗ № 181 от 24.10.1995г.).

Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью»(гл. 1 ст.1, ФЗ № 181 от 24.10.1995г.). 

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий» (гл. 1 ст. 2 п. 16, ФЗ № 273, от 29.12.2012г.).

Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (гл. 1 ст. 2 п. 27, ФЗ № 273, от 29.12.2012г.).

Нормативно-правовые акты, регламентирующие работу с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами

Федеральный закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации

"Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса" (утв. Минобрнауки России 08.04.2014 N АК-44/05вн)

ПОЛОЖЕНИЕ о методике оценки степени возможности включения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в общий образовательный процесс

ПОЛОЖЕНИЕ об обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в Новочеркасском инженерно-мелиоративном институте 

ПОРЯДОК проведения и объѐм подготовки по физической культуре при освоении образовательной программы инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ АДАПТИРОВАННЫХ ОПОП

Система обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Лица с ограниченными возможностями здоровья (далее – ЛОВ) и инвалиды при получении образования в институте могут в разной степени включаться в общий образовательный процесс с другими нормально развивающимися обучающимися в зависимости от вида инклюзии. Показаниями для инклюзивного обучения ЛОВ являются его возможности и ограничения, такие как:

  1. степень выраженности дефекта;
  2. индивидуальные интеллектуальные и эмоционально-личностные особенности.

В зависимости от медицинских показаний для инклюзивного образования выделяются следующие виды инклюзии:

  1. Инклюзия I вида - с полной степенью включенности в образовательный процесс.ЛОВ имеют заболевания позволяющие по медицинским показаниям обучаться на всех формах обучения совместно с другими нормально развивающимися обучающимися (далее - общая группа).
  2. Инклюзия II вида - с частичной и эпизодической степенью включенности.ЛОВ могут по медицинским показаниям обучаться только на заочной и дистанционной формах обучения, в том числе совместно с другими нормально развивающимися обучающимися.
  3. Инклюзия III вида - эпизодическая. ЛОВ могут по медицинским показаниям обучаться на заочной и дистанционной формахобучения по индивидуальному плану.

Инклюзия I вида рекомендуется для ЛОВ со следующими медицинскими показаниями:

  1. с соматическими заболеваниями, если уровень их психофизического и речевого развития соответствует возрастной норме и позволяет обучаться совместно со здоровыми сверстниками по общеобразовательной программе;
  2. обучающихся по адаптированным образовательным программам:
    • имеющим снижение слуха (в речевой области) до 60 Дб без сопутствующих отклонений в развитии;
    • имеющим остроту зрения не ниже 0,1 без сопутствующих отклонений в развитии; имеющим нарушения опорно-двигательного аппарата и потенциально сохранные возможности интеллектуального развития;
    • имеющим задержку психического развития и потенциально сохранные возможности интеллектуального развития.

  3. обучающихся с незначительной интеллектуальной недостаточностью в степени легкой умственной отсталости без сопутствующих отклонений в развитии.
  4. обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ОНР, дизартрия, ринолалия, моторная алалия, афазия).

Инклюзия II вида с частичной и эпизодической степенью включенности рекомендуются для ЛОВ имеющих сходные с первой группой медицинские показания, но выраженные в более тяжелой форме. Таким обучающимся рекомендуется заочная или дистанционная формы обучения.

Инклюзия III вида с эпизодической включенностью в образовательный процесс рекомендуется для ЛОВ со следующими медицинскими показаниями:

  1. с выраженными нарушениями поведения и показаниями для индивидуального обучения дистанционно;
  2. с выраженными интеллектуальной недостаточностью и поведенческими нарушениями, проходящим реабилитацию в учреждениях системы социального обслуживания населения.

Информация о численности лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов и об адаптированных образовательных программах

Динамика численности лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов по факультетам института по состоянию на 06.04.2017 год





Динамика нозологий лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов по факультетам НИМИ ДГАУ по состоянию на 06.04.2017 год




ИНФОРМАЦИЯ ОБ АДАПТИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДОВ НИМИ ДГАУ

Содержание образовательных программ и условия организации учебного процесса ЛОВ определяются адаптированными образовательными программами (при необходимости), в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (гл. 1 ст. 2 п. 27, ФЗ № 273, от 29.12.2012г.).

В зависимости от медицинских показаний содержание адаптированных образовательных программ определяется ограничением жизнедеятельности по степени выраженности.

Адаптированная образовательная программа должна содержать документы, подтверждающие инвалидность, и заявление студента на согласие или изменение нормативного срока освоения образовательной программы. В зависимости от пожеланий обучающегося, вида ограничений жизнедеятельности и степени их выраженности в адаптированной образовательной программе прописывается выбор методов обучения, обеспечение специальными устройствами и средствами, мест прохождения практик, форм и способов проведения занятий и текущего контроля, изучение специальных адаптационных дисциплин, установление особого порядка освоения дисциплины «Физическая культура».

Реализуемые в институте образовательные программы адаптируются соответствующим деканатом под потребности конкретного обучающегося по его личному заявлению или решению комиссии по определению вида инклюзии и условий обучения сразу после зачисления такого студента на 1 курс.

Компоненты адаптированной образовательной программы отражаются в индивидуальном учебном плане обучающегося, на который он переводится. После разработки такого индивидуального плана деканат информирует о наличии такого обучающегося всех участников образовательного процесса. На основании индивидуального плана преподаватели вносят изменения в рабочие программы и методики преподавания дисциплин, а деканаты контролируют процесс обеспечения и реализации такой образовательной программы.

Институт обеспечивает обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья возможность освоения специализированных адаптационных дисциплин по выбору, включаемых в вариативную часть основной образовательной программы. Это могут быть дисциплины социально-гуманитарного назначения, профессионализирующего профиля, а также для коррекции коммуникативных умений, в том числе путем освоения специальной информационно-компенсаторной техники приема-передачи учебной информации. Набор этих специфических дисциплин образовательная организация определяет самостоятельно, исходя из конкретной ситуации и индивидуальных потребностей обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Материальное-техническое обеспечение образовательного процесса лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ ПРИЛЕГАЮЩЕЙ К ИНСТИТУТУ ТЕРРИТОРИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДОВ

Безбарьерный доступ для лиц с ограниченными возможностями в главный корпус НИМИ ДГАУ




Безбарьерный доступ для лиц с ограниченными возможностями в общежитие НИМИ ДГАУ

ОСНАЩЕННОСТЬ КОРПУСА САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДОВ





ОСНАЩЕННОСТЬ ОБЩЕЖИТИЙ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДОВ



ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДОВ




Обеспечение материально-техническими условиями беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями здоровья в главный корпус НИМИ ДГАУ